суббота, 16 января 2016 г.

90 лет назад родилась моя мама, Маргарита Васильевна Янушевич



 Маргарита Васильевна Янушевич, 1990 г. Фото на паспорт.

Мама родилась 16 января 1926 года в маленьком городке Овруче в Житомирской области. Вся семья туда переехала в начале 20-х г.г. из Житомира, потому что отец Риты и Зои – Василий Ипполитович Янушевич (1885-1937) был адвокатом, судьей, и работал в Житомирской области. Тогда был еще благополучный период НЭПа, семья жила в полном достатке.
 Вся семья в Овруче, приблизительно 1928 год. Наталия Васильевна Янушевич, Зоя, Рита на руках у Василия Ипполитовича Янушевича.

Овруч, 1926 год. Риточка с домработницей Таней, специально нанятой для ухода за девочкой.

У мамы не сохранились воспоминаний об Овруче, в её памяти осталось только «большое поле с мелкими красными цветочками». И за всю жизнь ни маме, ни её сестре в Овруче вновь побывать не удалось. Только я туда съездил в 2008 году. Мне он показался захудалым, некрасивым местом. А в те, в их времена, видимо, воспринимался ими иначе.
 Так выглядит Овруч.

Мама тяжело переживала все свои дни рождения. Я помню её 30-летие (1956), когда она вернулась с работы и сказала – «ужас, не напоминайте мне об этом».
В 1990-м году, когда мама была у меня в Париже, она записала в своем дневничке:

16.01.1990. Вот и настал этот день. Нет сил. Лежала, вспоминала папу. Только в детстве было что-то, но страшно было и тогда. Даже страшнее. Рыдала, когда исполнилось 10 лет. Предчувствия.


Пришел Ж. Бодрый. Пойдем в ресторан, одеваюсь. В китайско-вьетнамский, близко. Вызвонили Лену (Тамахину) с Александром Васильевичем (Плотто). Мило посидели. Потом пошли к ним пить чай. В первом часу домой. Господи, зачем это всё?! 

Ну, вот так, так всё и прошло. Счастья не было, были лишь предчувствия плохого. И всегда – страшно. Мама часто произносила это слово, за что я на нее сердился. Но ведь действительно – страшно, если задуматься.

Комментариев нет: